Как работает факторинг?

Зачем нужен факторинг, как он работает, какие виды бывают и как его оформить – рассмотрим ниже.
Как работает факторинг?
Рейтинг
Дата написания
8 июня 2022
Автор
Евгения Можаева
Время на чтение
12 минут
Просмотров
68

Факторинг для бизнеса — это кредит под документ, удостоверяющий отгрузку товара. Банк (фактор) получает право требования с покупателя денежных средств за отгруженный ему продукт. Операция обойдется поставщику в 20-25% годовых. Факторинг, по сути, заменяет кредитование, являясь комплексом услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Что такое факторинг и зачем он нужен?

Факторинг дает возможность покупателю, который не может рассчитаться сразу за товар, получить отсрочку платежа.

Если поставщик товара не может ждать, ему нужны деньги сразу, он обращается в банк и заключает договор факторинга. Банк оплачивает производителю 70-90% от стоимости поставленного товара и получает право потребовать затем оплату стоимости приобретенного товара у покупателя.

Банк выступает в роли фактора или посредника между продавцом и покупателем. Таким образом, сделка позволяет производителю получить большую часть оплаты за товар сразу после отгрузки благодаря услуге фактора, которая в дальнейшем оплачивается производителем.

Банк может ждать оплату от покупателя в течение установленного договором срока. Получив ее, он переводит оставшиеся 10-30% средств за поставленный производителем товар.

Факторинг для разных видов бизнеса — выгодный инструмент, комплекс услуг, позволяющий избегать кассовых разрывов и минимизировать риски неплатежа дебитора. Существует несколько видов факторинга.

Виды факторинга

  • С регрессом. Посредник может потребовать с производителя недоплаченную часть выплаты. Например, уступка права требования — 1 млн рублей. Покупатель оплатил только 900 тысяч рублей. В таком случае невыплаченные покупателем 100 тысяч рублей банк может потребовать с производителя. Этот вид факторинга оценивается дешевле, чем факторинг без регресса. Банк рискует меньше, поэтому плату за свои услуги снижает.
  • Без регресса. Все риски по неоплате за продукцию ложатся на фактора. Если заключается договор на таких условиях, банк, учитывая риск, повышает размер своих комиссионных.
  • Реверсивный факторинг. Договор с банком заключает покупатель, который оплачивает услуги банка.
  • Открытый и закрытый. В первом случае покупатель (дебитор) уведомлен о том, что расчет будет вестись с посредником.
  • Внутренний и внешний. Первый означает, что все участники сделки находятся в одной стране. Второй — если одна из сторон зарегистрирована в другом государстве.
  • Реальный и консенсуальный. Если договор с фактором заключается после поставки товара, это реальный тип сделки. Если договор факторинга заключается, когда поставка еще не состоялась, однако условия поставки и оплаты определены в договоре между дебитором и кредитором, речь идет о консенсуальном факторинге для бизнеса.

Чаще встречаются первые два вида, являющиеся основными. Обычно плата за него на 5—10% выше процентов по кредиту. В случае с факторингом риски банка выше, чем при обычном кредитовании.

Как работает факторинг

Выступать в роли фактора могут не только банки, но и коммерческие организации, лицензия на этот вид деятельности не нужна. Достаточно встать на учет в Росфинмониторинге. Не стоящим на учет компаниям банк не вправе открывать расчетный счет.

Факторинг для устойчивого крупного бизнеса нужен чаще всего как замена кредитования и наибольшей популярностью пользуется вид сделок без регресса. Все риски берет на себя банк, поэтому он тщательно изучает всех обратившихся к нему клиентов, и не заключает соглашения со всеми подряд. Договор факторинга, как правило, содержит все ключевые условия.

Предприятию может не хватать оборотных средств по той причине, что многие покупатели просят отсрочку платежа за поставленный товар. С другой стороны, и производители требуют предоплату. В таких случаях возникает кассовый разрыв. Если компании не хватает средств на закупку сырья и другие нужды, в связи с отсрочками платежей от контрагентов, то она вынуждена обратиться к посреднику-фактору.

Факторинг для крупного бизнеса

В процессе принимают участие три стороны:

  • Бизнесмен — он же кредитор, производящий продукцию, предоставляющий услуги или работы.
  • Покупатель или должник, он покупает у бизнесмена нужный товар (услугу или работу) и рассчитывается не сразу, а спустя какое-то время.
  • Посредник или фактор — банк или иная коммерческая структура, имеет денежные средства, чтобы сразу же заплатить производителю за поставленный им товар.

Крупный бизнес, если у него все в порядке с наличностью и нехватка не ощущается, пользуется услугами фактора как гаранта оплаты покупателем его задолженности.

Несмотря на то, что посредник возьмет оплату за свои услуги, факторинг для малого бизнеса выгоден, ведь получать деньги можно сразу же, быстро пуская их в оборот.

Плюсы и минусы факторинга

В чем заключаются преимущества факторинга по сравнению с кредитованием:

  • Залог или поручитель не потребуется. Право требования к должнику является обеспечением.
  • Оперативность. Денежные средства поступают быстро и ими можно распоряжаться по своему усмотрению. В случае с целевым кредитом его израсходовать можно только на заявленную цель. Банк контролирует этот момент.
  • Экономия на сопровождении. Банк (фактор) ведет работу по взысканию средств с покупателя в случае, если тот задерживает оплату. Компании-производителю не нужны сотрудники для отслеживания процедуры и работы с должником.
  • Не относится к кредитованию, поэтому такая форма расчета с покупателем с привлечением банка-посредника не отразится на показателях бухгалтерского баланса.
  • Не нужно тратить ресурсы на отслеживание своевременности поступления оплаты от дебитора. Этим целиком занимается фактор.

Один из главных минусов факторинга для бизнеса

  • это высокая стоимость услуги. За работу фактор возьмет вознаграждение порядка 20%. Расчеты ведутся в безналичной форме.
  • Предоставляется полная информация о каждом участнике сделки. Если не хочется ее раскрывать, нужно выбрать другой вариант.

Рост востребованности факторинга для крупного бизнеса

Факторинговые услуги все чаще оказываются и для крупного, и для начинающего бизнеса. Популярность растет благодаря серьезным преимуществам.

Новичкам обращаться в банк за кредитом не так интересно. Им предлагают небольшие суммы под высокий процент, требуют залог или поручительство. В то же время договор факторинга этих недостатков лишен. Внимание кредитора приковано не к поставщику товара, а к дебитору (покупателю), который и будет отвечать в случае неоплаты за полученную продукцию. Производитель тем временем, получив средства от банка, направляет их на свои неотложные нужды, на развитие бизнеса.

Банку также выгоден факторинг. Он проверяет дебитора перед заключением договора и если видит, что покупатель банкрот и не сможет оплатить полученный товар, факторинговое соглашение не заключают, либо предлагают очень существенный процент на вознаграждение. Банк отслеживает ситуацию с дебиторской задолженностью и если обнаруживает признаки банкротства, вывода активов, то может потребовать немедленное погашение задолженности и расторгнуть договор факторинга.

Факторинг для любого бизнеса — это возможность работать с отсрочкой платежа, поддерживая производителей в период ожидания оплаты от покупателя. Рост объема факторинговых услуг наблюдается в металлургии, машиностроении, у субъектов МСП, в туриндустрии.

Есть вопрос

Кредитные продукты

USD
92,2628
 -0.33
ЦБ
EUR
99,7057
 -0.56
ЦБ
BYN
28,3903
 -0.06
ЦБ
CNY
12,6979
 -0.05
ЦБ
TRY
28,6584
 -0.16
ЦБ
JPY
60,9398
 -0.08
ЦБ
HKD
11,8119
 -0.05
ЦБ
Евгения Можаева
Автор:
Евгения Можаева — Главный редактор
Лучший специалист кредитного отдела