Как получить факторинг для бизнеса?

Простыми словами о сложном финансовом инструменте
Как получить факторинг для бизнеса?
Рейтинг
Дата написания
3 мар. 2024
Автор
Евгения Можаева
Время на чтение
15 минут
Просмотров
37

Факторинг — это финансовый инструмент, позволяющий бизнесу получить оплату за различные товары или же услуги в день продажи, но не от покупателя, а через посредничество специализированной финансовой компании, известной как факторинговая компания. В рамках этого процесса компания передает факторинговой компании права на свои требования по дебиторской задолженности. Факторинг обычно включает три основных участника: продавца, а также покупателя и факторинговую компанию. Продавец передает факторинговой компании свои права на задолженность, которую покупатель имеет перед продавцом. Покупатель оплачивает приобретенные товары или услуги непосредственно факторинговой компании. Основное преимущество факторинга для продавца заключается в том, что он может получить деньги в день продажи. Это может быть особенно полезно для малого или же среднего бизнеса, который может испытывать трудности с получением оплаты от своих клиентов в обычном порядке. Кроме того, факторинг может помочь компаниям улучшить свою кредитоспособность, поскольку факторинговые компании учитывают свои текущие задолженности при оценке кредитоспособности.

Особенности факторинга

Для понимания работы факторинговой схемы, давайте представим компанию, занимающуюся созданием окон, у которой есть заказчик. Этот заказчик на постоянной закупает оконные блоки для реализации строительных объектов. В рамках договора на поставку данной продукции, компания соглашается получать оплату за нее через 90 дней после доставки. Это означает, что сначала компания производит и поставляет окна, после чего получает оплату за них только через три месяца. Чтобы продолжать производство и закупку сырья для следующего цикла, оплачивать труд сотрудников и оплачивать другие обязательные платежи, компании нужны средства уже сейчас. Именно в этом моменте приходит на помощь факторинг. Один из вариантов решения проблемы — обратиться за кредитом к банку. Но это может повлечь за собой определенные сложности. Банк может потребовать обеспечение в виде залога, а заемные средства будут отражены в балансе. Если покупатель просрочит оплату, компания может столкнуться с дополнительными расходами.

Альтернативой является использование факторинга. Компания может обратиться к факторинговой компании и уступить право на свою дебиторскую задолженность. Факторинговая компания в обмен сразу же выплачивает финансирование, после того, как окна были отгружены. Размер финансирования может составлять до 100% от стоимости поставки. Покупатель информируется о передаче задолженности, и теперь он должен расплачиваться напрямую с факторинговой компанией. Если по какой-то причине покупатель не расплачивается за товар, факторинговая компания самостоятельно решает вопрос с покупателем. Факторинг позволяет компании быстро получить финансирование после отгрузки товара, без ожидания оплаты от покупателя. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и контроль над денежными потоками компании.

Факторинг и кредит

Основные различия между факторингом и кредитом заключаются в следующем:

  • Возврат суммы долга. При факторинге покупатель напрямую оплачивает сумму долга факторинговой компании, тогда как при кредите продавец должен вернуть долг банку или иному кредитору.
  • Залог. Для использования факторинга не требуется предоставления залога, в отличие от банковского кредита, который может потребовать обеспечения займа.
  • Финансовое положение продавца. Факторинг не предъявляет жестких требований к финансовому положению продавца, в отличие от банков, которые могут проводить тщательную оценку кредитоспособности заемщика при выдаче кредита.
  • Финансирование. Факторинговое финансирование не считается дополнительной кредитной нагрузкой для продавца, так как факторинг основан на передаче дебиторской задолженности без отражения в балансе компании, в отличие от кредитного договора.
  • Лимит финансирования. Факторинг не имеет ограничений на лимит финансирования, в отличие от кредитных линий, которые обычно имеют определенные ограничения на доступную сумму.

Факторинг отличается от кредита тем, что позволяет продавцу получить средства, основываясь на дебиторской задолженности, с минимальными требованиями и ограничениями, а также не создает дополнительной нагрузки для компании. Факторинг используется в следующих случаях:

  • Когда не хватает финансовых средств. Факторинг позволяет компаниям обеспечить доступ к оборотным средствам, которые могут быть использованы для развития бизнеса.
  • Когда необходимо устранить кассовый разрыв. Факторинг позволяет синхронизировать оборачиваемость кредиторской задолженности, что помогает компании устранить временные разрывы в денежных потоках.

Факторинг является полезным инструментом для компаний, которым необходимо обеспечить доступ к оборотным средствам, устранить кассовые разрывы и работать с крупными заказчиками, получая оплату немедленно.

Виды факторинга

Факторинг можно разделить на различные виды, учитывая различные факторы. Во-первых, есть факторинг с регрессией и без нее. При факторинге с регрессией, продавец покрывает часть или все неплатежи покупателя перед банком, если оплата от покупателя не поступает в срок. Факторинг без регресса возлагает все обязательства на банк, который затем пытается взыскать долги и принимает на себя возможные потери. Факторинг может быть открытым или закрытым. В открытом варианте факторинга обе стороны понимают, что компания принимает участие в сделке. В закрытом факторинге покупатель не знает о наличии факторингового соглашения, и продавец взаимодействует напрямую с банком-посредником. Также факторинг можно классифицировать по географическому признаку. Если все участники находятся в одной и той же стране, это внутренний факторинг. Если же хотя бы один из участников в другой стране, это международный факторинг, который обычно используется импортерами.

При составлении договора важно учесть несколько аспектов. Во-первых, определиться с видом факторинга. Есть факторинг с регрессными платежами, где продавец берет на себя ответственность за возможные неуплаты со стороны покупателя. В случае безрегрессного факторинга все риски ложатся на банк. Следующим шагом будет определение срока договора. Возможно, договор будет бессрочным, но банк все равно может устанавливать временные рамки для каждой сделки отдельно. Внимательно изучите условия вознаграждения банка. Обычно банк получает фиксированную плату или процент от суммы каждой сделки. Убедитесь, что в договоре нет скрытых комиссий и дополнительных платежей. Обратите внимание на дополнительные услуги, которые могут быть включены в договор. Это могут быть юридические услуги, онлайн-поддержка, консультации и прочее. Оцените, насколько они полезны для вашего бизнеса. Уточните порядок документооборота с банком. Узнайте, будет ли он электронным или потребуется физическая передача документов. В случае электронного документооборота, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и знания для его использования.

Кредитные продукты

USD
93,4409
 -0.65
ЦБ
EUR
99,5797
 -0.95
ЦБ
BYN
28,6488
 -0.08
ЦБ
CNY
12,8816
 -0.09
ЦБ
INR
11,1877
 -0.08
ЦБ
JPY
60,4170
 -0.54
ЦБ