Минпромторг ответило на вопросы связанные с новым порядком оплаты утилизационного сбора с автомобилей.

Согласно новым правилам, льготную ставку можно получить только при ввозе автомобиля в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) физическими лицами.
Минпромторг ответило на вопросы связанные с новым порядком оплаты утилизационного сбора с автомобилей.
Дата написания
10 нояб. 2023
Автор
Татьяна Фефелова
Просмотров
196

Вместе с Федеральной таможенной службой (ФТС), Минпромторг готов рассмотреть обращения граждан, которым требуется консультация по порядку регистрации автомобиля, ввозимого из-за границы. Пресс-служба ведомства сообщила об этом в пятницу, 10 ноября.

Новый порядок уплаты утилизационного сбора вызвал жалобы граждан. Правила вступили в силу с 29 октября в соответствии с постановлением правительства № 1722. Это постановление уточнило условия ввоза автомобилей физическими лицами для личного пользования.

Теперь, чтобы получить пониженные коэффициенты утилизационного сбора в размере от 3,4 до 5,2 тысяч рублей, необходимо одновременно соблюсти следующие условия:

1) Указать в расчете утилизационного сбора, что автомобиль предназначен для личного пользования.

2) Зарегистрировать автомобиль на плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.

3) Ввозить автомобиль, включая ввоз в другие государства-члены Евразийского экономического союза, как физическое лицо для личного пользования, без подвергания его таможенным процедурам (за исключением таможенного транзита).

Администрирование уплаты утилизационного сбора теперь будет осуществляться Федеральной таможенной службой, а не Федеральной налоговой службой.

РБК отправил запрос в пресс-службу ФТС для получения дополнительной информации по этому вопросу.

С 1 августа 2023 года произошло значительное увеличение тарифа утилизационного сбора для импортируемых автомобилей. Теперь при ввозе каждого автомобиля с объемом двигателя от 2 до 3 литров плательщику приходится уплачивать 844 тыс. рублей. Автомобили с двигателем объемом от 3 до 3,5 литра облагаются сбором в размере 970 тыс. рублей, а автомобили с объемом двигателя более 3,5 литра — 1,25 млн рублей. Утилизационный сбор представляет собой единовременный платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автомобилей за их переработку после вывода из эксплуатации. Введение этого сбора в России произошло в 2012 году при присоединении страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Сначала сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его начали выплачивать и российские автопроизводители.

В августе было объявлено об индексации ставок утилизационного сбора, однако сообщалось, что для физических лиц сохранится льготная ставка при выполнении трех условий: автомобиль должен оставаться в собственности в течение года, человек должен ввозить не более одной машины в год, а объем двигателя автомобиля не должен превышать 3 литра. Требование о ввозе в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) только физическими лицами (для применения льготной ставки в России) в октябре не было упомянуто.

Business FM рассказывал о случае покупки автомобиля Антоном, который приобрел машину у автодилера-посредника из Армении. Компания выкупила автомобиль на аукционе в США, привезла его в Армению и растаможила. При импорте в Россию таможенные органы потребовали оплатить повышенный утилизационный сбор. Антон выразил свое недовольство тем, что о новом постановлении и новых правилах не было предоставлено никакой информации.

О жалобах граждан на эту ситуацию также сообщал Ярослав Нилов, председатель думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов. Он обратился к заместителю председателя правительства Дмитрию Григоренко с просьбой отложить вступление в силу новых правил (постановление № 1722) до 31 декабря. Депутат отметил, что итоговая сумма утилизационного сбора для тысяч граждан России, попавших в такую ситуацию, сопоставима как минимум с половиной стоимости приобретенного автомобиля и значительно превышает их финансовые возможности. Он также попросил правительство предоставить гражданам, которые купили и ввезли автомобиль для личного пользования до 29 октября, возможность оплатить утилизационный сбор по старым правилам и тарифам.

Дмитрий Горбунов, партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», высказал мнение о поправках в правила оплаты утильсбора, которые были внесены в октябре. Он считает, что эти поправки на самом деле создают преграду, чтобы оттолкнуть потребителей с ограниченными бюджетными возможностями, массового покупателя от отечественной автомобильной промышленности и дружественной иностранной.

Горбунов объясняет, что многие люди ввозили автомобили с низкой ставкой утильсбора, предположительно для личного пользования, а затем перепродавали их на внутреннем рынке. Он считает, что без уточнений эффективность повышения утильсбора была бы низкой.

Одним из ключевых моментов октябрьских поправок является то, что теперь ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства) содержит отметку «для личного пользования в Российской Федерации». Раньше такой отметки не было, и поэтому не было известно, для каких целей ввозился автомобиль. Это изменение позволит четче определить намерения владельца автомобиля.

Также в поправках уточняется, в какой таможенный орган нужно предоставлять документы о декларировании, повышается коэффициент утильсбора для транспортных средств с более чем восьмью местами для пассажиров и массой свыше 5 тонн, а также вводятся другие новеллы. Ирина Франк, управляющий директор компании Frank Auto, считает, что эти меры направлены на борьбу с «серыми дилерами», а не на ограничение импорта. Она считает, что это приведет к цивилизованному бизнесу и устранению торговли машинами, как в 90-е годы.

Участники рынка по перегону и перепродаже автомобилей, опрошенные ранее Autonews.ru, также считают, что нововведения были приняты для усложнения работы «серых» автосалонов, которые использовали возможности снижения своих затрат. Они признают, что благодаря таким механизмам салоны, ввозившие машины по серым схемам, могли предлагать более низкие цены покупателям по сравнению с теми, кто оформлял автомобили на юридические лица и оплачивал утильсбор по полной ставке. Теперь каждый водитель может столкнуться с необходимостью уплаты этих платежей после покупки автомобиля или попытки его перепродать в течение года.

Однако главным риском, как отмечает Autonews, является то, что в некоторых случаях необходимость доплатить утильсбор может возникнуть даже у водителей, которые покупают автомобиль для себя и не планируют его перепродавать. Дилеры теперь предлагают доплатить эту сумму сверх обычной стоимости автомобиля.

Лев Рогачев
Лев Рогачев —
эксперт кредитного отдела

Минпромторг вместе с Федеральной таможенной службой (ФТС) готовы рассмотреть обращения граждан, которые нуждаются в консультации по порядку регистрации автомобиля, ввозимого из-за границы. Об этом в пятницу, 10 ноября, сообщила пресс-служба ведомства.

Татьяна Фефелова
Автор:
Татьяна Фефелова — эксперт кредитного отдела
Лучший специалист кредитного отдела