С каждым годом все больше россиян, ведущих бизнес в котором сами производят товары или оказывают услуги, выбирают статус самозанятого. Причин тому масса: самый низкий налог среди всех налоговых режимов, не нужно ежегодно сдавать декларацию, простая и быстрая регистрация, удобное приложение для учета дохода. По данным ФНС, количество самозанятых в России превысило 14 миллиона человек — и эта цифра продолжает расти.
К тому же их деятельность доступна в различных отраслях:
Нередко физические лица, которые уже ведут бизнес и ощутили законодательные нюансы, задумываются — можно ли одновременно совмещать самозанятость и ИП. На самом деле закон разрешает индивидуальному предпринимателю применять режим НПД, но только с соблюдением определенных условий.
Нет, это не взаимозаменяемые понятия.
ИП — это статус, который позволяет вести бизнес, заключать договоры, открывать расчетный счет, нанимать сотрудников и выбирать удобную систему налогообложения (УСН, ОСНО, патент и др.).
Самозанятый — это не просто статус, а налоговый режим. Налог на профессиональный доход могут применять как обычные граждане, так и ИП.
То есть:
Самозанятый без ИП — это физлицо, которое платит налог по ставке 4% или 6%.
ИП на НПД — это предприниматель, который сохранил свой статус, но платит налог по правилам самозанятых.
Рассмотрим, чем отличается самозанятость и ИП:
Главное, что нужно запомнить — это запрет применять разные налоговые режимы, например, одновременно работать как плательщик НПД и ИП на УСП или патенте. Если предприниматель переходит на режим уплаты НПД, он должен соблюдать предусмотренные законом ограничения для самозанятости в 2025 году. В частности, запрещается:
Важно понимать, что рассматриваемое совмещение это не переход на другой вид бизнеса, а смена налогового режима. Статус ИП сохраняется, но сама деятельность должна соответствовать правилам для самозанятых.
Безусловно, в переходе есть свои положительные моменты:
В данном случае важно учитывать следующее:
Предприниматель может легко перейти на режим уплаты НПД, главное после уведомить об этом ФНС в срок не позднее месяца.
Для оформления самозанятости достаточно подать электронное заявление в ФНС через установленное на свой смартфон официальное приложение или на сайте ведомства, заполнив электронную форму в ЛК. Так же регистрация доступна и через дополнительные сервисы уполномоченных налоговой службой банков, например, «Свое дело» от Сбера.
После подтверждения заявления станет доступен функционал для формирования чеков покупателям и заказчикам услуг бизнеса.